Деканат

imgДекан

Тихомирова Екатерина Леонидовна

кандидат педагогических наук

доцент

Заместитель декана по воспитательной работе

Фокина Ирина Владимировна

кандидат психологических наук

доцент

img

Специалист по учебно-методической работе I категории

Кузнецова Татьяна Эдуардовна

 

 

О нас

Факультет социальной педагогики и психологии создан в 1995 году. Первый прием на факультет состоялся в сентябре 1995 г. по специальности «Социальная педагогика». Деканом факультета являлась Т.В. Серебрякова. Факультет обслуживали кафедра управления и социальной работы (заведующий С.И. Михайлова) и кафедра психологии (заведующий В.Н. Карандашев). С 1996 г. по 2001 г. факультет социальной педагогики и психологии возглавлял А.Ф. Чуянов, с 2001 г. – Т.А. Поярова. С 1996 г. на факультете работали два отделения: психологии и социальной педагогики. Выпускники обоих отделений факультета (начиная с набора 1998 г.) получали также образование по дополнительной специальности «Социальная работа» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе». В 1999 г. произошло разделение кафедры психологии на две: общей и педагогической психологии (заведующий Т.А. Поярова), а также практической психологии (заведующий Л.И. Скворцова). За факультетом были закреплены три кафедры: общей и педагогической психологии, практической психологии, управления и социальной работы (последняя в 2003 году переименована в кафедру социальной работы и социальной педагогики). С 2000 г. обучение на факультете ведется по специальностям «Педагогика и психология» (с дополнительной специальностью «Социальная педагогика») и «Социальная работа». В 2003 г. в связи с введением новых специальностей факультет был переименован в факультет социальной работы, педагогики и психологии и стал готовить педагогов-психологов, специалистов по социальной работе. В 2008 году кафедра педагогики была объединена с кафедрой педагогики и методики начального образования и вошла в состав факультета (заведующий Ф.И. Кевля), на факультете началась подготовка по специальности «Педагогика и методика начального образования». В сентябре 2012 г. кафедра общей и педагогической психологии и кафедра практической психологии были объединены в кафедру психологии, а с начала 2015 г. кафедра психологии и кафедра педагогики образовали одну кафедру – психологии и педагогики.

За 20 лет своего существования факультет подготовил более 2,5 тысяч педагогов-психологов, специалистов по социальной работе, учителей начальных классов.

В настоящее время в состав факультета входят кафедра психологии и педагогики (заведующий – кандидат психологических наук, доцент Н.В. Носова), кафедра социальной работы и социальной педагогики (заведующий – кандидат педагогических наук, доцент С.И. Михайлова), а также Компетентностный центр психолого-педагогического сопровождения гетерогенной образовательной среды. Факультет возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Е.Л. Тихомирова. На факультете по очной и заочной формам обучается более 500 студентов.

Факультет осуществляет подготовку по следующим направлениям бакалавриата: «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» (очно и заочно), «Социальная работа» (очно и заочно), «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование и иностранный язык» (очно), «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» (заочно). Подготовка осуществляется и по направлениям магистратуры: «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика общего образования»), «Социальная работа» (магистерская программа «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»). На факультете присутствует и третий уровень высшего образования – аспирантура по направлению «Образование и педагогические науки» («Общая педагогика, история педагогики и образования»). Все направления подготовки являются востребованными, о чем свидетельствует конкурс абитуриентов при поступлении в вуз.

Постоянно совершенствуются учебные планы и программы. Наряду с традиционными формами и методами работы активно используются практические занятия с выходом в учреждения (детские сады, школы, больницы, социальные учреждения, клубы и т.д.). Активизируют познавательную активность студентов тренинги, деловые игры, дискуссии, ролевые игры, проблемные семинары, занятия в форме мастерских.

В учебном процессе заняты около 30 штатных преподавателей, из них 1 доктор наук, 20 кандидатов наук. К обучению студентов привлечены также высококвалифицированные практики – психологи, врачи, логопеды, психотерапевты, специалисты по социальной работе, учителя, некоторые из них являются кандидатами наук.

Многие преподаватели прошли стажировки в Австрии, Германии, Швеции, США. Факультет сотрудничает с учебными заведениями данных стран. Осуществляется обмен студентами, аспирантами и преподавателями, организуются совместные научные исследования и конференции, издаются совместные научные труды.

На факультете активно осуществляется научно-исследовательская деятельность. Кафедра социальной работы и социальной педагогики ведет научную работу по теме «Научные основы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». На кафедре психологии и педагогики разрабатывается несколько коллективных и индивидуальных научных тем: «Формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся», «Стратегии формирования гражданской идентичности обучающихся в образовательном процессе», «Личностные особенности студентов с различным уровнем психологической готовности обучения в вузе» и др. Преподаватели факультета участвуют в проекте Европейского Союза «Обучение и повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров в сфере гетерогенности» (проект 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR). Результатом научной работы кафедр являются опубликованные материалы: сборники научных трудов, учебные пособия, монографии, научные статьи, а также выступления с докладами на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Преподаватели факультета ежегодно участвуют в реализации программ дополнительного профессионального образования («Технологии работы детского телефона доверия», «Супервизия в экстренном психологическом консультировании на детском телефоне доверия», «Обеспечение реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО», «Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями», «Использование эффективных технологий и методик в работе с семьями и детьми «группы риска», профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология» и др.).

Гордостью факультета являются его студенты. Они успешно осваивают учебные программы, отдельные студенты награждаются премиями и губернаторскими стипендиями. Многие студенты получают стипендии за особые заслуги в учебной, научной, общественной и спортивной деятельности.

Студенты активно вовлечены в научно-исследовательскую работу. С 1999 г. на факультете работает научное студенческое общество. При каждой кафедре работают научные студенческие кружки. Под руководством преподавателей обучающиеся систематически участвуют в научных исследованиях, конференциях, олимпиадах и конкурсах различных уровней, тем самым развивая свой творческий потенциал. Студенты имеют многочисленные публикации в вузовских и межвузовских сборниках, журналах, в материалах региональных, всероссийских и международных конференций.

Традиционно студенты участвуют во Всероссийской олимпиаде по социальной работе, социальной педагогике, конфликтологии (г. Орел), Всероссийской научной студенческой олимпиаде по педагогике и психологии (г. Череповец), Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология ХХI века» (г. Санкт-Петербург), международной конференции «Молодые исследователи – регионам» (г. Вологда) и других научных мероприятиях, завоевывая призовые места и получая дипломы. Так, например, по итогам Всероссийской студенческой олимпиады по психологии 2013 г. студентка Стрюк Виктория была награждена премией Минобрнауки РФ для поддержки талантливой молодежи. В мае 2014 г. четверо студентов (Садовникова Дарья, Копылов Леонид, Скрыпова Ксения, Чашинова Екатерина) принимали участие в Международном молодежном форуме «Открытое общество для всех» (г. Курск). Команда заняла I место, представив и защитив проект «Другие горизонты» в Международном конкурсе студенческих научно-исследовательских проектов «Принимать. Понимать. Помогать» в рамках данного форума.

Помимо научно-исследовательской работы студенты вовлечены в волонтерскую деятельность, многие являются членами волонтерского отряда «Компас». Они сотрудничают с Вологодским психоневрологическим интернатом, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс», областным психоневрологическим диспансером, детской деревней SOS и другими организациями.

На факультете действует студенческий совет, который помогает делать жизнь обучающихся и преподавателей ярче и интереснее, позволяет студентам реализовать свои творческие замыслы и развить организаторские способности.

Ежегодно факультет выпускает около 150 специалистов по социальной работе, педагогов-психологов и учителей начальных классов. Востребованность выпускников факультета в настоящее время находится на высоком уровне. Они трудятся в образовательных организациях, центрах социальной помощи семье и детям, комплексных центрах социального обслуживания населения, реабилитационных учреждениях, органах местного самоуправления и других учреждениях. Все они пользуются уважением коллег и продвигаются по карьерной лестнице. Кафедры факультета получают от работодателей благодарственные письма за качественную подготовку специалистов.

Факультет социальной работы, педагогики и психологии отличают творческая атмосфера, особые взаимоотношения преподавателей и студентов, желание помочь людям.

Активная жизненная позиция, высокий уровень профессионализма и осознание социальной значимости профессии – вот визитная карточка выпускника факультета.

Перспективами развития факультета являются реализация новых образовательных программ, привлечение на кафедры молодых преподавателей, защита ими кандидатских диссертаций, повышение публикационной и грантовой активности членов кафедр и студентов.

Наверх